MENU
Главная » Статьи » Мои статьи

Сергей АТАМАНЕНКО: «В Ростове больше 1100 ТСЖ и ЖСК, но в общении с некоторыми есть проблемы»


Ростов Официальный № 49 (836) от 1 декабря 2010 года

 В этом году Ростовская ассоциация товариществ собственников жилья (РАТСЖ) отметила своё 10-летие. А недавно её представители отправились в Москву на IV Всероссийский съезд ассоциаций ТСЖ и ЖСК. О том, с какими предложениями поехали ростовчане на съезд, о проблемах и трудностях ТСЖ сегодня рассказывает «Ростову официальному» Сергей АТАМАНЕНКО, председатель президиума РАТСЖ.

И юрист, и экономист

 — Сергей Александрович, вы ведь ещё и председатель ТСЖ «Калининец». Трудно работать на вашем посту?

 — Хороший председатель ТСЖ должен быть грамотным менеджером. Тот, кто прошёл школу председателя ТСЖ, сможет работать и в крупной фирме. Ведь на этой должности приходится быть и экономистом, и юристом, и инженером, и социологом, и социальным работником. Потому что многоквартирный дом — это не только сложное инженерное сооружение, но и непростое сообщество людей. Одни идут в ногу со временем, читают газеты и сопоставляют то, что происходит у нас в городе, области, стране. Другие жильцы обходятся старым багажом, собранным ещё десятилетия назад. Как до них достучаться? Трудно приходится председателям ТСЖ в тех домах, которые изначально были муниципальными или ведомственными. Граждане получили квартиру от предприятия, государства, затем её приватизировали. Юридически квартира оказалась собственностью гражданина и, кроме того, они стали собственниками доли общего имущества многоквартирного дома. Однако у них осталось убеждение, что кто-то должен обслуживать их квартиры, дом.

 — Сколько ТСЖ действует в нашем городе?

 — Наша ассоциация объединяет 50 самых «продвинутых» председателей ТСЖ, которые понимают, что сообща проще отстаивать права собственников жилья. А в целом в Ростове больше 1 100 ТСЖ и ЖСК.

 — В чём вы видите основные трудности?

 — Нередко мы сталкиваемся с проблемами при подписании договора с поставщиками коммунальных ресурсов — предприятия коммунального комплекса ставят перед собой цель получить прибыль. А ТСЖ — не коммерческая организация. Поэтому при заключении договора председатель ТСЖ обязан читать его очень внимательно, с ручкой в одной руке и постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» в другой.

 Чтобы в дальнейшем не получилось так, что предприятие выставило к ТСЖ требования как к юридическому лицу коммерческой организации. Во всех нормативных документах написано, что ТСЖ использует тарифы на тех же условиях, что и население.

«Мы за изменения в законодательстве»

 — Нам поступают телефонные звонки от читателей, которые спрашивают совета, как быть, если они недовольны работой председателя ТСЖ, но он отказывается передавать свои полномочия другому.

 — Эта проблема касается не только Ростова, но и многих других городов. Суть в том, что некоторые председатели ТСЖ, попробовав вкус власти, перестают реагировать на мнение собственников жилья и не хотят уходить с насиженного места. В этом случае жильцы должны проявить свою активную гражданскую позицию.

 — Каким путём им идти?

 — Провести общее собрание членов ТСЖ, жильцов, на котором должно собраться максимально большее количество собственников. Если большинство будет недовольно его работой и выскажет это напрямую, председатель как разумный человек поймёт это. Собственники помещений, члены ТСЖ должны осознать, что ОНИ являются работодателями для председателя ТСЖ, а не он разрешает им жить в этом доме.

 — Тем не менее, читатели иногда сообщают нам, что председатель ТСЖ или ЖСК отказывается выполнять решение общего собрания…

 — 23-24 ноября в Москве прошёл IV Всероссийский съезд ассоциаций ТСЖ и ЖСК. От нашей ассоциации на съезд поехали председатели правлений четырёх ТСЖ. Они повезли предложения по изменениям в Жилищный кодекс РФ в статьи 147 и 149. Это касается избрания председателей ТСЖ и их полномочий. Одно из предложений: в законодательном порядке обязать заключать трудовой договор с председателем ТСЖ и в этом договоре перечислить его полномочия, обязанности, основания для увольнения. Тогда будет легче избавляться от тех людей, которые не соблюдают основные положения жилищного законодательства, узурпируют власть.

 — Да, это помогло бы жильцам, получившим неудачных председателей ТСЖ. Ну а как они сами отнесутся к такой идее?

 — Многие председатели правлений ТСЖ не согласны с таким предложением, ссылаясь на то, что председатель — это выборное лицо, и с ним нельзя заключить трудовой договор. В то же время председатель правления ТСЖ — ответственное лицо за соблюдение всех правил и норм действующего законодательства, что касается гражданского, налогового, административного, уголовного… В Трудовом кодексе РФ глава 43 полностью посвящена трудовым отношениям руководителя предприятия, в том числе и некоммерческой организации. Там записано, что руководитель, имеющий трудовые отношения с коллективом, получающий вознаграждение за свой труд, то есть зарплату, обязан иметь трудовой договор. Председатель правления ТСЖ как должностное лицо за нарушение правил эксплуатации многоквартирного дома, несоблюдение пожарной безопасности, нарушения трудового законодательства может быть наказан в административном порядке с наложением денежного штрафа. Но часть нарушений можно избежать, если сами жильцы будут соблюдать принятые правила.

Счётчик отмеряет, как весы

 — Как вы внедряете программу энергосбережения, работаете с установкой приборов учёта воды, газа?

 — В тесном контакте с городским департаментом ЖКХ и энергетики. В большинстве домов ТСЖ уже имеются узлы учёта тепловой энергии, электроэнергии. Многие установлены с помощью городского бюджета. Ещё несколько лет назад были приняты постановлением мэра города программы по установке общедомовых узлов учёта коммунальных услуг. Хочу посоветовать собственникам помещений и председателям правлений ТСЖ ставить общедомовые электронные узлы учёта холодной воды, так как они фиксируют давление и расход воды в любой промежуток времени. В этом случае потребителю коммунальных услуг легче предъявлять «Водоканалу» претензии о некачественной и не в полном объёме поставки холодной воды.

 Любой узел учёта не даёт экономию, а показывает, как на весах, сколько и какого качества потребитель получил коммунальных услуг. Экономию по теплу дают мероприятия по утеплению подъездов, входных дверей, окон на лестничных площадках и так далее. По воде — замена прохудившихся труб в подвале и общих стояков в доме. По электричеству — установка современных электросчётчиков, установка в подъездах датчиков движения, устранение всяких скруток на электрических стояках.

 Тоже самое можно сказать о квартирных счётчиках. У людей не вызывает сомнений то, что в каждой квартире должен быть электросчётчик. Квартирный счётчик холодной и горячей воды окупается в течение шести-девяти месяцев, так как в нормативе на услугу на одну треть заложены потери.

 — Часто ростовчане отождествляют понятия «жилищные» и «коммунальные» услуги…

 — А это неправильно! Их надо чётко разделять. Жилищные услуги — это техническое обслуживание и содержание дома. Сюда входит уборка мусора, его вывоз, оплата административного аппарата ТСЖ и его персонала. Коммунальные — это оплата за воду, тепло, электричество, газ. Если тарифы на техобслуживание дома должны утверждать сами члены ТСЖ на собрании жильцов, а председатель и бухгалтер предоставляют расчёт этого тарифа и объясняют, что из чего складывается, то тариф на коммунальные услуги устанавливается региональной и федеральной службами по тарифам. Таким образом, оплата коммунальных услуг проходит через ТСЖ «транзитом». Деньги, поступившие за полученную услугу, прямым ходом перечисляются на счёт поставщику. А вот деньги, поступившие на техсодержание и обслуживание дома, — деньги ТСЖ. Тут тариф зависит от площади дома. Чем больше дом, тем больше денег собирается на расчётном счету. Главное, правильно и грамотно распорядиться ими.

 — Какие перспективы у ростовских ТСЖ?

 — За время существования ТСЖ обнаружились сложности и шероховатости — нужно совершенствовать эту систему. На мой взгляд, ТСЖ — первая ячейка создания гражданского общества. Когда мы сможем научиться правильно управлять своим домом, активно участвовать в его жизни — сможем дальше навести порядок и в своём микрорайоне, в городе, стране.

 Ольга СМЫСЛЕНКО

СПРАВКА «РО»

 Председатель РАТСЖ Сергей Атаманенко ведёт приём граждан в пятницу с 10 до 13 часов в помещении Союза защиты прав потребителей, ул. Суворова, 18; контактный телефон 246-38-18.

Категория: Мои статьи | Добавил: direktor (26.12.2010)
Просмотров: 1592 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]